Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от взрослых. Ребенок верит в любовь, силу, добро. Но в жизни есть такие ситуации, когда дети испытывают голод, насилие, унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В МАОУ ДОД «Центр детского творчества» в период с 11.01.2011г. по 12.05.2011г. были проведены следующие мероприятия по профилактике случаев жестокого обращения с несовершеннолетними:
23.01.2011 - Круглый стол «В центре - ребенок» /ПДО Чернышова Г.И./ Участникам (родителям) были приведены существующие данные по проблеме жестокого обращения с детьми. Рассказано о том, что такое насилие, как сказывается на дальнейшей жизни ребенка то, что он подвергся какому-либо виду насилия. Затем состоялся разговор о ситуациях, угрожающих ребенку насилием. О том, какая ситуация может быть стать опасной для ребенка и что сделать для того, чтобы защитить ребенка.
27.01.2011г. Школа педагогического мастерства «Профилактика жестокого обращения с детьми» /Калацкая Ю.В./ На заседании ШПМ педагоги ознакомились со статистикой случаев жестокого обращения с детьми в мире и, в частности, в России. Рассмотрели вопросы темы: в каком возрасте дети чаще подвергаются насилию; кто чаще подвергается насилию: девочки или мальчики; существует ли связь между бедностью и насилием; виды насилия и их воздействие на эмоционально-психическое состояние ребенка. Обсудили как определить, что ребенок подвергался насилию и как можно предотвратить насилие над ребенком. В конце мероприятия состоялся просмотр короткометражного фильма Р.Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь» (или «Люба»). После просмотра была дана информация об истории создания фильма, судьбе главной героини, а также состоялось обсуждение фильма.
09.02.2011. Познавательный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав” /Болотникова Л.И./ Предварительно прошла самостоятельная подготовка, выполнено домашнее задание: воспитанники сами или с родителями прочитали книгу Е.С. Шабельника «Ваши права», подумали над содержанием, просмотрели иллюстрации. В ходе мероприятия состоялось обсуждение книги, воспитанники получили представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
17.02.2011. Тренинг «Конфликт прав» Мельникова С.С. Воспитанникам было предложено закончить предложение "Я думаю, что конфликт - это..." После этого им была предоставлена информация о том, что такое конфликт и какие бывают конфликты. Затем для обсуждения был предложен тезис "Мои права всегда ограничивают права другого человека". Участникам было предложено высказать свое мнение. Следующий этап - разговор о насилии над детьми. О том, что конфликты часто разрешаются с помощью насилия и о том к чему приводит такой путь разрешения конфликтов. Воспитанникам было предложено ответить на вопрос "Что такое насилие?". Завершила занятия игра - все участники были разделены на группы, каждой из которых была предложена ситуация, в которой происходит конфликт прав разных людей и предлагается найти выход, при котором не нарушаются ничьи права. Занятие показало, что говорить о конфликтах необходимо с детьми с самого раннего возраста и учить их разрешать конфликты ненасильственным путем.
20.02.2011. Конкурсная программа «Посвящение в рыцари семейного очага» / Идрисова М.В./ Ребята вместе с родителями разрабатывали герб своей семьи, защищали его, состязались в различных конкурсах, проявив свои знания, смекалку, творчество. Количество участников
15.03.2011. Деловая игра «Мораль и закон» / Барсукова С.И./ В начале мероприятия выяснилось, что многие дети не воспринимают как насилие оскорбления в свой адрес и допускают, что сами могут оскорбить другого человека, не считая это насилием. Звучали утверждения, что "Если есть за что, то это не насилие", "Если сами провоцируют, то если оскорбляют – это не насилие" и т.д. Но все-таки к концу игры воспитанники уточнили для себя нормы морали, нравственных понятий, на жизненных примерах определили, какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.
18.03.2011 Диспут «Защищенный. Сильный. Свободный» / Сычева Н.В/ Воспитанники пытались дать определение насилию, выяснить, почему происходит насилие и где чаще всего это случается. В заключении - высказывали свои предложения о том, что надо сделать, чтобы насилия не было.
23.03.2011 Устный журнал «Важней всего погода в доме» / Насырова Н.М./ Участникам Устного журнала было предложено для обсуждения несколько вопросов (страниц) о взаимоотношениях в семье. Воспитанники с интересом участвовали в обсуждении предложенных ситуаций
30.03.2011. Познавательный час «Наши дети- это наша старость» / Болотникова Л.И./ Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. С этой нравственной позиции проходило данное мероприятие, в котором проводилось: Анкета «Моя семья». Предварительная работа: оформление стенгазеты. Творческое задание «Хорошие родители, плохие родители».
6-7.04.2011 Познавательная программа «Знай свои права / Байтимирова Г.М./ Воспитанникам были предложено несколько тренингов на преодоление страха в конфликтной ситуации.
09.04.2011. Игровая программа «Ваши права - наши обязанности» / Гайсина Л.Ш./ Игровая программа, направленная на формирование правовой культуры по защите прав и законных интересов ребенка, состояла из нескольких станций: • Город «Право-управляйка» • Книга «Правды и свободы» • А так же теоретических заданий: кроссворды,ребусы….. Воспитанники получили представления о значимости соблюдения прав.
10.04.2011 Игра-путешествие «Родители и дети – общий путь к здоровью» / Закирова Е.Д./ В ходе мероприятия дети побывали на островах «Физической закалки», «Труда», «Улыбок», «Закаляй-ка», «Отказа от вредных привычек», «проплывали» пролив «Увлечений», составили формулы здорового образа жизни.
10.04.2011. Беседа «Бьет – значит любит?» О причинах жестокого обращения с детьми» /Пряхина Л.В./ С родителями - участникам беседы был проведен тест о благополучности их отношений с детьми. Предложена информация для обсуждения об ошибках в воспитании собственных детей. Особый упор был сделан на последствия физических наказаний. Внимание родителей было обращено на то, что специалисты утверждают - такие наказания преподают ребенку урок насилия, вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется только позже. Вытесненный гнев проявляется в насмешках над слабыми, в драках и т.д.
13.04.2011. Ролевая игра «Самое главное право для меня» / Шлендина Г.И./ В начале игры был проведен блиц-опрос, в результате которого выяснилось что воспитанники знают о своих правах. Затем участники были разделены на три группы, каждой из которых было предложено в ходе игры выбрать самое важное для них право. В заключение участники высказали свои отзывы и пожелания.
14.04. 2011. Познавательный час «Насилие в семье» / Матвеева М.В./ В ходе познавательного часа было проведено анкетирование «За что мы любим свой дом?», выполнено творческое задание « Моя семья моя радость». Так же воспитанники стали участниками тренинга «Посмотри друг на друга ,и подари радость».
20.04.11 Воспитательный час «Добротой себя измерь» / Петина Е.В./ Мероприятие проходило в форме творческой лаборатории, где воспитанники совместно составляли словесные портреты доброго человека, рисовали образы доброго и злого человека, учились делать комплименты друг другу, взглядом передавать доброжелательность, симпатию, выражать добрые чувства.
28.04.2011. Познавательная программа «Дорогу осилит идущий» / Прусаков П.В/ В начале мероприятия воспитанники просмотрели и обсудили фильм детской студии «Лик» «Дорогу осилит идущий». Сюжет фильма был направлен на принятие в повседневной жизни детей и подростков адекватных и эффективных мер по защите своих прав. Так же в ходе мероприятия было дано представление воспитанникам о наиболее часто встречающихся формах насилия над ребенком и реальных путях предотвращения насилия в отношении детей.
07.05.2011 Игра-эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья» / Калацкая Ю.В, Прусаков П.В/ В соревнованиях приняли участие 6 семейных команд. Программа игры включала в себя 8 эстафет: «Гонка катеров», «Тройки», «Велосипед», «Пизанская башня», «Ловцы жемчуга», «Коктейль», «Большой волейбол». Участники соревновались на водных матрасах, плавательных досках, палках, предназначенных для упражнений на воде, пробовали себя в роли ловцов жемчуга, «строителей» пизанской башни. все участники получили заряд бодрости, хорошего настроения, удовольствия от общения друг с другом и, наконец, в очередной раз укрепили свое здоровье.
|